Штурм вершины Эльбруса и мои ощущения

С нами в группе был парень, который совершал вторую попытку штурма. В прошлый раз, как он говорил, его накрыло на седловине (5300 м) и дабы ненароком не подставить остальных участников, он принял решение не идти дальше. После его рассказов и рассказов гида «как высота карает людей», а так же про смертельные случаи, я волновался за моё самочувствие после 5000 метров.

Красота Эльбрус

Вид с 5000 метров

Наши организационные вопросы при штурме вершины

У нас была довольно слабая группа, если рассматривать в целом. Да и лично моя неправильная подготовка к восхождению давала о себе знать. Мы показывали очень плохое время на акклиматизационных выходах. Да, может в силу некоторых обстоятельств, но это горы и ошибок они не прощают. По технике безопасности положено, что если кому-то становиться плохо во время подъема, то этот человек спускается вместе с гидом. И может возникнуть такая ситуация, когда двое из трех гидов уже спустились, и опять кому-то стало плохо. В таком случае разворачивается уже вся группа. На штурм хотелось идти всем, и что бы не подставить тех, кто имел бОльшие шансы на успешный штурм вершины, было принято решение взять ратрак до отметки 5100 метров.

Мнения в группе разделились, так как половина считала, что это какая-то халява, просто доехать до 5100 и только оттуда штурмовать. Но реально могла возникнуть ситуация, когда из-за одного участника развернули бы всю группу, поэтому мы поехали на ратраке до 5100 м. И потом не пожалели ибо даже оттуда штурм для многих оказался суровым испытанием.

Тут всё зависит от того, зачем вы приехали на Эльбрус. Просто кто-то едет испытать себя и свои физические способности, а кто-то хочет любыми средствами оказаться на вершине. Каждый выбирает сам, а в случае с группой, нужно придти к компромиссу.

Еще нужно понимать, насколько важна погода при штурме. В разную погоду будут абсолютно разные результаты и ощущения. Сила ветра, температура, толщина снежного покрова, всё это влияет на сложность прохождения маршрута и каждое восхождение будет не похоже на другое.

генератор на Эльбрус

Вот такие штуки можно встретить в сугробе

Для справки, ратрак от 3800 метров до 4800 стоит около 40 000 р., до 5100 метров, около 50 000 р. (в сезон немного дороже, в не сезон чуть дешевле). Сумма раскидывается на всю группу. Еще нужно учесть вместительность ратрака. На штурм нас осталось 11 человек плюс 3 гида и водитель уже выпендривался и не хотел всех брать за один рейс. Мы влезли, но было крайне тесно.

Начало штурма вершины Эльбруса

И вот настал наш звездный час. Мы выехали к началу штурма. Даже на ратраке до туда ехать больше получаса. Ночью и без движения мы за это время успели основательно промерзнуть. На высоте 5100 началось головокружение, и подступала паника, хотелось все бросить и развернуться обратно. По опыту прыжка с парашютом и дайвинга, паника была задавлена на корню, что немного улучшило самочувствие. Больше всего не хотелось тошноты, и к счастью, её не было. С чем не повезло, так это со снегом. За вечер и начало ночи его нападало выше колена. Мы выходили на штурм в 3 часа ночи и рассчитывали на твердый наст. В итоге опять шли в кошках по суровым сугробам.

При штурме вершины  есть точка возврата. Где бы вы не были, в 12:00 нужно идти на спуск. Даже если до вершины рукой подать, после этого времени обязательно нужно идти на спуск. Дело в том, что в горах к этому времени всегда портиться погода и всё затягивает облаками. И ладно, что вы не увидите красивого пейзажа с вершины, нет. Можно попасть в такую погоду, что дальше вашей руки не будет ничего видно. И в таких условиях совершить спуск практически нереально.

Седловина Эльбрус

Седловина Эльбруса, высота 5300 метров, я уже в нирване

Пока шли по косой, всё вроде было хорошо. Но на привале на седловине меня накрыло первый раз. Проявлялось это в нарушении координации и заторможенных движениях. Проведя диагностику себя, обнаружил, что, несмотря на самочувствие, я могу двигаться, а это главное. Я бросил рюкзак и отправился преодолевать последний участок пути перед вершиной.

Последний отрезок пути самый сложный

Шли мы по классическому маршруту. Ребята по выносливее тропили и делали ступеньки. Однако ветру было на них плевать, и он заметал их буквально за минуту. Группа растянулась, и поэтому сзади идущим всё равно приходилось пробираться через сугробы. На подходе к перилам  я уже плакал (горняшка, она такая 🙂 ).

Косая Эльбрус

Вид на седловину и косую

Предстояло пройти самый опасный участок пути, и был отдан приказ моему организму намотать сопли на кулак и собраться. С перил открывается потрясающий вид на седловину, и я даже смог им насладиться. Потом я увидел гида, и его слова «давайте, уже пришли, вот вершина» произвели ободряющий эффект.

Перила Эльбрус

Скоро вершина!

На самом деле это была не вершина, а предвершинное плато. До вершины еще топать и топать, но уже не по сугробам и не в гору. Дойдя до самой вершины нужно преодолеть считанные метры подъема на небольшое возвышение (саму вершинку), но этот подъем очень крутой. Здесь у меня возникли сложности. Видя, как я мечусь туда-сюда в растерянности от того, что я вижу вершину, а мне не залезть, набежала куча народу с протянутыми руками. Я был бы не я, если бы не сделал это сам, и в итоге залез на этот «холм» — я на вершине!

Вершина Эльбруса

Я на западной вершине Эльбруса, 5642 метра, 18.06.2015 г.

Путь «домой»

Рядом было еще двое ребят из нашей группы, мы сфоткались, и было принято решение уматывать оттуда побыстрее. Мы дошли до выхода с перил и ждали распоряжений гида. Пока присели хлебнуть чайку, меня накрыло окончательно. Сейчас я понимаю, что это была горняшка, а тогда я не сообразил в чем дело. Самочувствие было, как будто я очень сильно устал. Устал адской усталостью, по сравнению с которой всё, что я пережил до того момента было детской игрой. Мне было тяжело не то что конечностями шевелить, а даже языком.

Меня передали самому опытному гиду. Гиды, таких как я тогда, называют «обмороки». Меня как будто выключили. Вот момент, когда всё хорошо, я взошел на вершину, радуюсь жизни, сижу, попиваю чай и вдруг бац… и ты уже овощ.

Эмоции на вершине Эльбруса

Эмоции на вершине переполняют

Поздравляют с восхождением только после спуска

На себе испытал, что мало подняться на вершину, с неё еще нужно спуститься. По статистике 85% смертей происходит именно на спуске.

Поначалу я мог спускаться сам, с криками на себя в моменты, когда организм предпринимал попытки свалить в небытие и отключиться окончательно. На пути было несколько десятков моментов, когда от окончательной потери сознания меня отделяли мгновения. Совсем не потерял я его каким-то чудом. Ниже седловины, я уже постоянно запинался, падал и не мог встать без помощи гида, но нужно было дойти до 5100. Там дежурил снегоход. Я уже не мог пошевелить ни ногой, ни рукой. Гиды погрузили меня на снегоход, и поехал я в хижину с ветерком.

Группа должна была в этот день успеть спуститься в Терскол, а канатка закрывается рано. Поэтому сразу после спуска нужно было брать свои чемоданы и идти вниз на канатку. Когда меня довезли до хижины, я переживал, что просто двигаться не могу, а тут с полным рюкзаком еще полчаса надо до канатки идти. В те моменты я туго соображал и не заметил, как быстро собрался, вышел и уже еду в кресле канатной дороги. На самом деле вот, что значит сбросить высоту.

Чувство выполненной мечты меня посетило лишь по прибытию в Терскол. Но это было потрясающе. Не похоже ни на что из мной пережитого. Тот же прыжок с парашютом дает нереальные эмоции, но они кратковременные. А восхождение – это путь длиной в недели, а в случае с Эверестом месяцы новых, ни на что не похожих впечатлений и ощущений, которые остаются с тобой надолго.

Даже когда пишу всё это, эмоции зашкаливают, и если я что-то упустил, поинтересуйтесь в комментариях, обязательно отвечу. Всем добра!

Рекомендую, так же почитать статью про горную болезнь, очень интересно.

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ!